понедельник, 11 июня 2018 г.

final term at a swedish university


вот и закончился мой учебный год в шведском университете. на прошлой неделе прошла защита моего диплома, потом я получила дополнительные комментарии от своего экзаменатора, на основе которых я должна была внести финальные правки, и взялась за дело. сегодня меня ждет последний рывок интенсивной учебы, и если все пройдет успешно, завтра я сдам свое последнее задание и, таким образом, завершу магистратуру. к тому времени, когда ты будешь читать этот текст, все это уже должно произойти, а на замену волнению и усталости наконец-то придет облегчение. я планирую написать отдельный пост с более глобальными выводами и рекомендациями, но сегодня расскажу тебе о том, каким был мой второй и последний семестр.


первым делом, напомню о том, что я училась на годовой магистерской программе по журналистике на английском языке. обычно магистратура может длиться год или два в зависимости от программы, университета и страны. знаю, что и европейские и, например, американские университеты знамениты тем, что там есть возможность выбирать некоторые предметы и, соответственно, изучать что-то, что тебе интересно, но у меня такого варианта не было. у меня сразу же был короткий список курсов, которые мы успеем изучить в рамках одногодичной магистратуры. я могла бы взять дополнительные предметы, но для этого нужно было заранее на них подаваться, а потом отдельно за них платить. и так как бесплатная учеба была для меня существенно важна (я подавалась на грант от университета и, к счастью, его получила), я изучала только те предметы, которые были частью моей программы. 

мой второй семестр начался с презентации и защиты финального проекта, над которым мы работали в первом семестре. мне такой порядок показался очень странным. как и тогда, так и сейчас я думаю, что было бы гораздо логичнее завершить и защитить его до зимних праздников вместо того, чтобы растягивать этот процесс на период каникул. конечно, в украине экзамены тоже всегда проходили уже в январе, но их было много, так что требовалось гораздо больше времени на подготовку и их проведение, а здесь речь шла об одном большом семинаре. кстати, экзаменов здесь у меня не было вообще, чему я была очень-очень рада. через несколько дней после этого семинара, начался новый семестр. 

в январе и феврале я посещала лекции и семинары, которые были направлены на подготовку к предстоящей работе над магистерским дипломом. они были посвящены количественным и качественным методам исследований, их проведению и правильному оформлению. для семинаров нужно было подготовить свои идеи для диплома, а позже написать "research proposal" и "research paper". в марте было всего несколько встреч в университете, что позволило мне провести две недели в париже и ничего не пропустить, а в апреле начался период написания диплома, когда я распределила свою нагрузку так, чтобы провести неделю в италии с никитой. писала свой диплом я до второй половины мая. в это время уже не было ни лекций, ни семинаров, но вместо них были встречи с научным руководителем в маленьких группах или один на один, о которых каждый договаривался индивидуально. 

теперь о самом важном и самом сложном - дипломе. тут была полная свобода. нужно было самостоятельно выбрать тему для исследования, определиться с методами и другими его составляющими. по словам руководителя программы, классический магистерский диплом - теоретический, когда студент выбирает тему и проводит собственное исследование, а потом все это описывает; определяет вопросы и находит или не находит на них ответы, но, в любом случае, делится результатами. но есть и второй вариант, который выбрала я - практический или же, как тут говорят, экспериментальный диплом. его суть в создании собственного проекта и его описании в соответствии с академическими требованиями. 

о дипломе можно написать отдельный пост, если не больше из-за того, как много было самых разных нюансов и сложностей, но я постараюсь кратко рассказать о моей работе. моя тема несколько раз менялась в процессе, а в конце концов называлась так: "основные проблемы в медиа и способы их решения. борьба с гендерными стереотипами с помощью создания мультимедиа-издания для подростков". в процессе анализа предыдущих исследований изданий для женщин, мужчин и подростков, я сделала вывод, что одной из ключевых проблем медиа является распространение в них гендерных стереотипов. в своей работе я предлагаю бороться с ними с помощью создания уникального медиа-продукта, в котором вся аудитория будет адресована одинаково вне зависимости от гендера. изначально я думала о том, что сделаю свой сайт и подготовлю для него несколько материалов, но в итоге мне сказали, что это не обязательно и лучше уделить больше времени и внимания именно диплому, поэтому сайт я отложила, о чем потом пожалела, так как экзаменатор был недоволен его отсутствием.


защита диплома проходила необычно. во-первых, нужно было готовиться не только к тому, чтобы защищать свой диплом, но и к тому, чтобы презентовать диплом другого студента, а потом озвучить подробный обзор этой работы. во-вторых, нужно было прочитать еще четыре диплома и не только присутствовать на их защитах, но и принимать участие, комментировать работы этих четырех студентов. для шведов такая система - норма, но лично мне кажется, что это очень странная и бессмысленная задумка, так как на деле никому не хочется тратить время на прочтение такого количество работ и поиск в них сильных и слабых сторон. 

на самой защите присутствовали однокурсники, научный руководитель и экзаменатор, которого назначают уже после сдачи диплома. по расписанию она должна была длиться час, но в итоге защиты, на которых я побывала, длились тридцать-сорок минут, а моя затянулась и заняла больше часа. проходило все так: сначала тебе дают слово, и ты можешь озвучить слабые стороны своего диплома (да-да, вместо возможности рассказать о его преимуществах или поделиться какой-то другой интересной информацией, нужно было говорить о недостатках), потом говорит твой оппонент (студент, который подробно изучил твой диплом), потом идут комментарии от однокурсников и дальше начинается коммуникация с экзаменатором. у кого-то эта финальная часть проходила в формате дискуссии, у меня она напоминала скорее спор. защищать диплом было непросто, но в любом случае, и это испытание длилось не вечно.

после защиты ощущения были очень двоякие. с одной стороны, я уже защитила свой диплом, что обычно означает завершение учебы, но не тут то было. в шведских университетах принято вносить финальные правки уже после защиты, поэтому мне еще нужно было дождаться письменных комментариев от моего экзаменатора и доработать диплом в течении всего нескольких дней. не буду вдаваться в подробности, но скажу, что эти дни были для меня испытанием, так как сил перечитывать свою работу, вносить изменения, находить ответы на новые вопросы и что-то дописывать уже не было. мне хотелось как можно скорее закончить и наконец-то забыть обо всем этом. 

защита прошла в пятницу, экзаменатор прислал мне свои комментарии в субботу, но увидела я их только в понедельник. тогда же начала вносить изменения в свой диплом, а в среду вечером отправила доработанный вариант преподавателю. в четверг днем я получила от него одобрение и подтверждение того, что я могу загрузить в специальную систему свой диплом. я "отполировала" работу, доработав оформление, и загрузила ее, а потом закрыла университетский сайт и выдохнула. все! осталось дождаться своего диплома, получить который можно будет минимум через десять недель. теперь меня ждут отдых, перезагрузка и новые цели. последние несколько месяцев были загружены интенсивной учебой в перемешку с работой и наполнены стрессом, и поэтому сейчас я не хочу никуда спешить. я хочу остановиться и осознать все происходящее, насладиться этим моментом. думаю, я это заслужила :)

если тебе хотелось бы узнать о том, какие у меня были впечатления и выводы после первого семестра, я писала о них здесь, а если тебя интересует поступление в швецию, у меня есть целая серия постов, где я рассказываю про свой опыт, делюсь рекомендациями и полезными ссылки. если после прочтения всех этих текстов у тебя появятся какие-то вопросы, оставляй их в комментариях, пожалуйста :)

п.с. я с удовольствием рассказываю про свой опыт и искренне надеюсь на то, что он может быть кому-то полезен, но хочу подчеркнуть несколько важных моментов: 
  • я пишу только про свой личный опыт, свою программу, свой университет. я ничего не знаю о других программах, других университетах и, тем более, других странах;
  • я не могу помочь тебе с выбором программы/университета/страны, так как я не могу нести ответственность за настолько важное решение в жизни другого человека;
  • я не являюсь сотрудником какой-либо организации, связанной с поступлением, или университета, поэтому я не могу ничего сказать о том, сможешь ли ты поступить в желаемый университет/получить грант/остаться в швеции.
хорошего тебе дня!

2 комментария:

  1. оце так система!
    а я думала, що в Україні написати диплом - це напряжно...
    Але в нас принаймні захистив і видихнув, бо вносити правки після захисту я б теж не витримала о_0
    дуже цікаво було б почати твої думки про диплом і навчання в якомусь більш розгорнутому тексті - тож чекатиму:)
    Також цікаво скільки сторінок зайняв сам диплом і чи мав він якусь таку структуру, як ми пишемо в Україні: вступ, висновки, список літератури чи у Швеції більш вільна форма цього всього?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо :) все учту! в швеции относятся к диплому еще серьезнее, чем в украине, на самом деле) и требований к оформлению и вообще самому диплому гораздо больше!

      Удалить